Министерство образования
Республики Беларусь
Главное управление образования
Гомельского облисполкома
 

ул.Рыжкова, 42,
247760, Гомельская обл., г. Мозырь,
+375 236 23 39 73

Карта сайта
office@mozlicey.by





ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Сведения
о информационном
ресурсе № 5141101242







Беларусь Библиотечная Официальный сайт Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины











claudebot

Free counters!


 

Педагогика, психология

Дефектолог
Социальный педагог
Логопед
Учитель математики
Психолог
Историк
Воспитатель
Социолог
Тренер

Дефектолог

Область базовых знаний и их уровень: медицина, уровень высокий (теоретический), педагогика и психология, уровень средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область: педагогика

Условия работы: в помещении, сидячий

Доминирующие виды деятельности:

  • воспитание и обучение детей, имеющих физические и умственные недостатки: олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых детей, сурдопедагогика — работа с глухими и слабослышащими детьми, тифлопедагогика — работа со слепыми и слабовидящими детьми, логопедия — постановка правильной и устной речи, исправление ее недостатков.
  • работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по предупреждению и коррекции отдельных нарушений;
  • отбор детей в специальные группы с учетом их отклонений;
  • диагностика и последующая коррекция имеющихся нарушений у детей;
  • составление программ деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений;
  • организация деятельности учебно-воспитательных учреждений для детей с физическими и умственными недостатками;
  • адаптация (подготовка) аномальных детей к жизни в обществе;
  • разработка различных программ адаптации детей с отклонениями;
  • подготовка детей, имеющих какие-либо нарушения, к трудовой деятельности.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности);
  • навыки общения и взаимодействия с людьми;
  • ораторские способности;
  • хороший слух (способность улавливать мельчайшие изменения и особенности произношения различных звуков);
  • хорошее владение артикуляцией (способность правильно пока-зать мимикой способы и особенности произношения слов и звуков);
  • умение слушать и понимать других людей;
  • тактичность;
  • доброжелательность, этичность;
  • бескорыстность;
  • чуткость;
  • хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
  • высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
  • логическое мышление;
  • высокий уровень развития творческого мышления.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • умение слушать и понимать других людей;
  • тактичность;
  • доброжелательность, этичность;
  • бескорыстность;
  • чуткость;
  • креативность (творческое начало)
  • терпимость к недостаткам людей;
  • внимательность;
  • отзывчивость;

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • дефекты речи, слуха у специалиста данной профессии;
  • необщительность;
  • отсутствие склонности к работе с детьми;
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • агрессивность;
  • ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации).

Области применения профессиональных знаний:

  • поликлиники;
  • детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады и школы, интернаты);
  • специализированные детские сады для детей с недостатками развития;
  • специальные школы для детей с различными нарушениями;
  • частная практика.

Вверх

Социальный педагог

Область базовых знаний и их уровень: основы права, психология (возрастная, девиантного поведения), уровень высокий (теоретический) педагогика, уровень средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область: педагогика

Условия работы: в помещении, мобильный

Доминирующие виды деятельности:

  • работа с трудными детьми и подростками;
  • постоянный контроль жизни, учебы, быта трудного ребенка, подростка;
  • выяснение причины отклоняющегося поведения;
  • беседы с классным руководителем;
  • беседы с ребенком, подростком;
  • поддержание связи с детской комнатой милиции;
  • беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, совместное решение проблем ребенка с целью разрешения вопроса снятия с учета;
  • поддержание связи со школьным психологом (работа с ребен-ком, подростком на основе психологического обследования);
  • работа с родителями;
  • выяснение причины создавшейся ситуации;
  • консультации родителей;
  • организация и проведение мероприятий по воспитанию трудных детей и подростков на окружном и территориальном уровне (трудовые лагеря);
  • беседы с ближайшим окружением ребенка, подростка (друзья, родственники, знакомые).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • любовь к детям;
  • развитые коммуникативные способности (навыки общения с людьми);
  • развитые вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
  • хорошая память;
  • психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • развитые организаторские способности;
  • способность к сопереживанию;
  • гибкость поведения;
  • умение держать дистанцию;
  • преподавательские способности;
  • высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно).

Личностные качества, интересы и склонности:

  • склонность к работе с детьми;
  • умение повести за собой;
  • высокая степень личной ответственности;
  • самоконтроль и уравновешенность;
  • терпимость;
  • безоценочное отношение к людям;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • настойчивость;
  • коммуникабельность;
  • эмпатия;
  • активность;
  • тактичность;
  • требовательность к себе и другим;
  • наблюдательность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • агрессивность;
  • брезгливость;
  • эгоистичность;
  • отсутствие организаторских способностей;
  • отсутствие любви к детям;
  • психическая и эмоциональная неуравновешенность;
  • неспособность к сопереживанию;
  • безответственность;
  • ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Барановичский государственный университет - http://www.barsu.by
  2. Витебский государственный университет им.П.М. Машерова - http://www.vsu.by
  3. Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
  4. Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - http://www.brsu.brest.by
  5. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
  6. Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by
  7. Белорусский государственный университет культуры - http://www.buk.by

Вверх

Логопед

Характеристика процесса труда.

Логопед – специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений. Логопед проводит психолого-педагогическое изучение детей с аномалией речи, диагностирует отклонения от речевого, умственного и физического развития; использует данные психолого-педагогической диагностики для определения типа учреждения и направленности коррекционно-педагогического процесса. Также проводит коррекционно-воспитательную и коррекционно-обучающую работу, ведёт коррекционно-реабилитационную работу с детьми, осуществляет оздоровительно-профилактические мероприятия, анализ и динамику развития речи детей с особенностями развития речи.

Условия работы: в помещении, мобильный

Сфера деятельности. Специальные школы и интернаты, медико-психологические центры, центры развития, медицинские учреждения, специальные учреждения и социальные службы в образовании.

Требования профессии к человеку. Терпение, сострадание. Эмоциональная устойчивость. Наблюдательность. Такт. Настойчивость. Коммуникативные, педагогические способности: умение доступно объяснять больному ребёнку сложный учебный материал.

Медицинские противопоказания. Хронические заболевания органов дыхания (тяжёлые формы); хронические сердечно-сосудистые заболевания (тяжёлые формы); хронические желудочно-кишечные заболевания; хронические заболевания печени и желчевыводящей системы. Сахарный диабет и другие эндокринные заболевания, заболевания крови. Заболевания нервной системы, психические заболевания. Стойкое понижение слуха, кожные заболевания, снижение остроты зрения.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by

Вверх

Учитель математики

Содержание труда: осуществляет обучение и воспитание учащихся, с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует развитию у учащихся логики мышления и интереса к изучению математических наук; использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.

Должен знать: закон об образовании, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания математики, основы математических наук.

Профессионально важные качества:

  • аналитическое и логическое мышление;
  • внимательность;
  • эмоциональная устойчивость;
  • адекватная самооценка;
  • коммуникативные и организаторские способности.

Медицинские противопоказания:

  • инфекционные и кожные заболевания;
  • неврозы;
  • психические и нервные заболевания;
  • плохие зрение и слух.

Вверх

Психолог

Содержание деятельности:

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационную деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних.

Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

Квалификационные требования:

Должен знать: основы законодательства в области здравоохранения, образования, занятости населения, охраны труда, методические нормативные и др. руководящие материалы по практической психологии, общую и специальные психологии (педагогическую, инженерную, психологию труда и др.), основы психодиагностики, психологического консультирования, методы социально-психологического тренинга общения, диагностики и коррекции развития личности, передовой отечественный и зарубежный опыт.

Требования к профессионально важным качествам:

Хорошо развитые коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, наблюдательность, аналитический ум, эмоциональная устойчивость, развитая словесно-логическая и образная память, внимательность.

Медицинские противопоказания:

Профессия не рекомендуется людям с дефектами зрения и слуха; противопоказания - нервные и психические заболевания, а также инфекционные заболевания.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - http://www.brsu.brest.by
  2. Барановичский государственный университет - http://www.barsu.by
  3. Витебский государственный университет им.П.М. Машерова - http://www.vsu.by
  4. Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
  5. Мозырский государственный педагогический институт им. И.П.Шамякина - http://www.mspu.by
  6. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
  7. Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by
  8. Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by
  9. Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова http://www.msu.mogilev.by

Вверх

Историк

Область базовых знаний и их уровень: гуманитарный науки высокий уровень (теоретический), гуманитарные науки средний уровень (практический)

Профессиональная область: история

Условия работы: в помещении

Доминирующие виды деятельности:

  • изучение основных исторических событий жизни человечества;
  • изучение политических, экономических, культурных факторов, влияющих на ход исторических событий;
  • изучение закономерностей развития общества;
  • установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, прогнозирование возможных событий;
  • сбор и систематизация различной информации, фактов, событий и их последующее объяснение с точки зрения исторической науки;
  • исследование и толкование исторических первоисточников (летописей, рукописей, писем, биографий и пр.) в соответствии с конкретной эпохой;
  • оформление результатов исторического исследования в научной, публицистической, художественной форме;
  • постановка научного эксперимента с использованием достижений и методов других наук;
  • разработка и усовершенствование методов исторического исследования;
  • участие в археологических раскопках.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • высокий уровень развития мнемических способностей (памяти);
  • гибкость мышления;
  • хорошее развитие логического мышления (способность группировать, обобщать множество фактов, устанавливать причинно-следственные связи между событиями);
  • высокий уровень концентрации внимания;
  • способность воспринимать большое количество информации;
  • способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с архивными документами).

Личностные качества, интересы и склонности:

  • наблюдательность;
  • аккуратность;
  • настойчивость;
  • терпеливость, усидчивость;
  • эрудированность,
  • широкий кругозор

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • неорганизованность;
  • неспособность сопоставлять и анализировать факты;
  • ограниченность кругозора;
  • отсутствие склонности к работе с документами;
  • отсутствие целеустремленности.

Области применения профессиональных знаний:

  • научно-исследовательские институты;
  • государственные архивы;
  • библиотеки;
  • музеи;
  • образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы).

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
  2. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
  3. Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by
  4. Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова http://www.msu.mogilev.by

Вверх

Воспитатель детского сада

Содержание труда:

  • организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей;
  • готовит их к школе;
  • обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях;
  • прививает детям навыки личной гигиены;
  • следит за своевременным и качественным питанием детей;
  • консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей;
  • несёт ответственность за жизнь и здоровье детей.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста:

  • общительность, отзывчивость, тактичность;
  • наблюдательность, внимательность, ответственность;
  • склонность к работе с детьми;
  • хорошая образная память, наглядно-действенный тип мышления;
  • высокая общая культура;
  • правильная, грамотная и внятная речь;
  • умение контролировать свое поведение.

Медицинские противопоказания:

  • нервно-психические заболевания;
  • заболевания сердечно-сосудистой и дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха;
  • хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
  • люди, являющиеся вирусоносителями;
  • люди, имеющие вредные привычки (курение, алкоголь, наркомания).

Требования к профессиональной подготовке:

  • знания дошкольной педагогики и психологии;
  • основы гигиены и педиатрии;
  • этики и эстетики;
  • организации и методики воспитательной работы;
  • навыки проведения занятий по физической культуре.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - http://www.brsu.brest.by
  2. Витебский государственный университет им.П.М. Машерова - http://www.vsu.by
  3. Мозырский государственный педагогический институт им. И.П.Шамякина - http://www.mspu.by
  4. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
  5. Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by
  6. Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова http://www.msu.mogilev.by

Вверх

Социолог

Содержание труда:

  • проводит социологические исследования с целью разработки и внедрения мероприятий, направленных на создание в учреждениях, организациях, предприятиях наиболее благоприятных социально-психологических условий;
  • составляет программы социологических исследований;
  • обрабатывает первичную информацию, обобщает полученные данные;
  • разрабатывает рекомендации.

Должен знать:

  • нормативные, методологические и др. руководящие материалы по решению социальных вопросов;
  • социологию труда, коллектива;
  • методы проведения социологических исследований;
  • основы психологии труда, инженерной, социальной, педагогической психологии;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт работы социологов.

Профессионально важные качества:

  • аналитическое мышление;
  • коммуникативные способности;
  • эмоционально-волевая устойчивость;
  • хорошая память;
  • высокий уровень концентрации и распределения внимания.

Медицинские противопоказания:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нервные и психические расстройства;
  • слабое зрение;
  • высокая утомляемость.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
  2. Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by
  3. Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова http://www.msu.mogilev.by

Вверх

Тренер

Область базовых знаний и их уровень: педагогика и психология высокий уровень (теоретический), физкультура и спорт средний уровень (практический)

Профессиональная область: спорт

Условия работы: в помещении, мобильный

Доминирующие виды деятельности:

  • учебно-тренировочная работа в физкультурно-оздоровительных
  • группах и спортивных секциях;
  • подготовка учащихся к соревнованиям;
  • принятие мер по повышению роли физической культуры в оздоровлении трудящихся и членов их семей, предупреждению заболеваемости и сохранению их здоровья;
  • разработка предложений по совершенствованию режимов труда
  • и отдыха, инструкций, рекомендаций и других методических материалов по использованию различных форм и методов физической
  • культуры для профилактики возможных заболеваний;
  • внедрение в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • организация проведения смотров, конкурсов и других спортивных
  • мероприятий;
  • проведение консультаций для людей, занимающихся физической
  • культурой;
  • осуществление профессионально-физической подготовки.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • физическая сила, оптимальная для данного вида спорта;
  • способность к волевому саморегулированию;
  • физическая выносливость;
  • высокая психическая и эмоциональная устойчивость;
  • быстрота реакции;
  • хорошая координация движений;
  • высокий уровень развития моторной памяти (двигательной)

Личностные качества, интересы и склонности:

  • терпеливость;
  • сильная воля;
  • упорство;
  • стремление преодолевать неудачи;
  • уверенность в себе;
  • целеустремленность;

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • отсутствие физической и психической выносливости;
  • агрессивность;
  • безответственность;
  • равнодушие;

Области применения профессиональных знаний:

  • средние общеобразовательные, средние специальные и высшие
  • учебные заведения;
  • спортивные центры, спорткомплексы;
  • спортивные клубы;
  • бассейны;
  • санатории-профилактории;
  • детские лагеря.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - http://www.brsu.brest.by
  2. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
  3. Белорусский государственный университет культуры - http://www.buk.by
  4. Витебский государственный университет им.П.М. Машерова - http://www.vsu.by
  5. Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
  6. Мозырский государственный педагогический институт им. И.П.Шамякина - http://www.mspu.by
  7. Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова - http://www.msu.mogilev.by

Вверх

     
 

© 2009-2023, УО "Мозырский государственный областной лицей"
E-mail: office@mozlicey.by
April 16, 2024
rev. 01.03.24

  Мы в социальных сетях