Министерство образования
Республики Беларусь
Главное управление образования
Гомельского облисполкома
 

ул.Рыжкова, 42,
247760, Гомельская обл., г. Мозырь,
+375 236 23 39 73

Карта сайта
office@mozlicey.by




Родителям

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Сведения
о информационном
ресурсе № 5141101242







Беларусь Библиотечная Официальный сайт Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины











claudebot

Free counters!


 

Родители и дети

Как правильно общаться с детьми
Уверенное поведение вашего ребенка
Как вести себя с тревожным, агрессивным, конфликтным, замкнутым, аутичным... ребёнком

Психологические рекомендации
для учителей и родителей при общении с детьми

  1. Демонстрируйте мягкое, тактичное, чуткое отношение к детям.
  2. Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
  3. Избегайте подчёркивания его промахов.
  4. Демонстрируйте любовь и уважение к ребёнку.
  5. Позволяйте ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.
  6. Принимайте индивидуальность ребёнка.
  7. Внушайте ребёнку уверенность в себе, в успехе, собственных силах.
  8. Применяйте преимущественно позитивное оценочное воздействие: похвала, одобрение.
  9. Избегайте публичной критики.
  10. Предъявляйте разумные требования, ожидания. Будьте последовательными.
  11. Проявляйте постоянную заинтересованность в ребёнке, заботу о нём.
  12. Умейте признавать свои ошибки.
  13. Предпочитайте требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчуждённости.
  14. Поддерживайте своего ребёнка.

Что не надо делать родителям и педагогам?

  • Нельзя унижать ребёнка.
  • Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровыми наказаниями.
  • Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребёнок живёт настоящим, а обещание – это будущее.
  • Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти самостоятельность.
  • Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно найти лучший вариант.
  • Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту, возможностям ребёнка.
  • Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
  • Нельзя наказывать дважды за одно и то же: ищите объяснения, почему повторяется проступок.
  • Нельзя говорить плохо о ребёнке в присутствии других людей.
  • Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок. -Нельзя злоупотреблять нравоучениями.
Вверх

Уверенное поведение вашего ребенка

Уверенное поведение позволяет человеку без излишнего беспокойства отстаивать свои интересы, свободно выражать свои чувства и не ущемлять при этом права других. Возможность действовать уверенно способствует возрастанию чувства самоуважения.

Факторы, препятствующие формированию уверенности.

  1. Особенности воспитательного подхода, такие, например, как изнеживающее «оранжерейное» воспитание или чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, способствуют формированию неуверенности и нерешительности, чрезмерной робости, пугливости, неумению отстаивать свои интересы, несамостоятельности, пассивности и беспомощности.

  2. Особенности личности самих родителей. Ребенок растет, подражая своим родителям. Имея перед глазами пример застенчивого, малообщительного или агрессивного взрослого, дети демонстрируют аналогичное поведение.

  3. Индивидуальные особенности ребенка, такие как: повышенная тревожность и склонность к страхам, замкнутость, вызванная трудностями установления контактов, чрезмерная чувствительность к критике и неудачам и прочее.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос уверенным человеком, начните с себя.

Вы достигли цели в формировании уверенного поведения, если Вы говорите без заминки, естественным для себя тоном и достаточно громко, не бегаете смотреть на собеседника, охотно обсуждаете предложенную тему, открыто даете знать о своих чувствах (гнев, любовь, сожаление…) и высказываете свое мнение (согласие или несогласие).

Помогите своему ребенку обрести уверенность в себе и усвоить навыки уверенного поведения.

  • Старайтесь наполнить повседневное общение доверительностью: говорите ребенку о своих чувствах и побуждайте его делать то же. Будьте внимательным слушателем. Любите ребенка и демонстрируйте эту любовь. Пусть ребенок каждый день знает, что Вы цените его потому, что он есть, и таким, какой он есть.
  • Повышайте самоуважение ребенка. Интересуйтесь его мнением по поводу происходящего, высказывайте и демонстрируйте уважение права на свою точку зрения.
  • Укрепляйте уверенность ребенка в своих силах. Поощряйте проявления самостоятельности, показывайте, что Вы цените усилия, а не только результат. Помогите ребенку достичь мастерства в каком-нибудь деле, которое ему особенно нравится.
  • Подавайте ребенку пример конструктивных критических высказываний: постарайтесь преобразовать привычную критику из бесплодного обсуждения ошибок в конструктивные сообщения, отражающие ваши чувства к его потребностям: «когда ты делаешь.., я чувствую.., и я хотел бы, чтобы ты…».
  • Если Вам трудно быть образцом уверенного поведения, постигайте эту науку вместе с ребенком: наблюдайте за поведение социально уверенных людей, обращайте внимание на «язык » их тела и их слова.
  • Проконсультируйтесь с психологом, психотерапевтом, если Вашего ребенка терзают страхи или тревога, трудно дается общение, и он страдает от этого.
  • Обучите ребенка навыкам персональной безопасности: объясните и убедитесь, что ребенок усвоил, как вести себя в проблемных ситуациях (что делать, если он потерялся, как отвечать на звонки и обращения незнакомцев, просить о помощи окружающих и т.д.).
  • Будьте ребенку другом: пусть ребенок чувствует, что если он поделится с Вами своими трудностями, опасениями, то не будет осмеян, отвергнут, оставлен один, наказан, а вместе Вы сможете справиться с любой проблемой.
Вверх

Как вести себя с тревожным, агрессивным,
конфликтным, замкнутым, аутичным... ребёнком

Как вести себя с агрессивным ребёнком?

  1. Запрет, а тем более "ор" лишь усугубят проблему.
  2. Санкция должна соответствовать поступку.
  3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.

  4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
  5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
  6. наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
  7. Используйте удивление для реагирования агрессию.
  8. попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
  9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка.
  10. Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
  11. Дайте понять ребёнку, что он любим.

Как вести себя с конфликтным ребёнком?

  1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
  2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
  3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
  4. Иногда не надо вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
  5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
  6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

Как вести себя с тревожным ребёнком?

  1. Выясните причину тревожности.
  2. Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
  3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
  4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.
  5. Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.

  6. Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.

  7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!

Как вести себя с застенчивым ребёнком?

  1. Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
  2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
  3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
  4. Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
  5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  6. Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
  7. Старайтесь повысить уровень самооценки. Учите его уважать себя.
  8. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.

  9. Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми близкими ребёнку.
  10. Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где ребёнок мог стать объектом насмешек.

Как вести себя с упрямым ребёнком?

  1. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
  2. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.

  3. Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.

Как вести себя с аутичным ребёнком?

  1. Старайтесь вызвать у ребёнка потребность эмоционального общения со всеми окружающими и научить испытывать радость от него.

  2. Дозируйте общение с ребёнком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедине с самим собой.
  3. Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способности по назначению.
  4. Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
  5. Заинтересуйте ролевыми играми.
  6. Учите замене монологов диалогами.
  7. Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребёнок испытывает страх.
  8. Не говорите в присутствии ребёнка о его поступках, которые вас раздражают.
  9. В момент агрессии переключайте внимание ребёнка в позитивное русло.
  10. Дозируйте всё новое в разумных пределах.
  11. Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребёнком целенаправленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действительности.

Как вести себя с нервным ребёнком?

  1. Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
  2. Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.

  3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
  4. Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.

  5. Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
  6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.

  7. Чаще поощрять, в том числе, за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

Как вести себя с гиперактивным ребёнком?

  1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дисфункции.
  2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.

  3. Главное лекарство – игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).

  4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
  5. Лучшие друзья гиперактивного ребёнка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
  6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
  7. Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.

  8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.

Если ребёнок «устраивает сцены»?

  1. Не создавайте сами опасных претендентов и ограничьте круг запретов.
  2. Не утешайте ребёнка запретными вещами.
  3. Умейте переключить внимание ребёнка.
  4. То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.
  5. Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.
  6. Гасите воинственность ребёнка своим спокойствием.
  7. Требования должны быть эмоционально привлекательными.
  8. Чаще говорите «можно».

Как вести себя с невнимательным ребёнком?

  1. Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.

  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он его мог завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Как вести себя с инертным ребёнком?

  1. Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
  2. Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.

  3. Их нельзя спрашивать в начале урока.
  4. От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.
  5. Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.
Вверх

     
 

© 2009-2023, УО "Мозырский государственный областной лицей"
E-mail: office@mozlicey.by
March 28, 2024
rev. 01.03.24

  Мы в социальных сетях