Родители и дети
Как правильно общаться с детьми
Уверенное поведение вашего ребенка
Как вести себя с тревожным, агрессивным, конфликтным, замкнутым, аутичным... ребёнком
Психологические рекомендации для учителей и родителей при общении с детьми
-
Демонстрируйте мягкое, тактичное, чуткое отношение к детям.
- Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
- Избегайте подчёркивания его промахов.
- Демонстрируйте любовь и уважение к ребёнку.
- Позволяйте ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Принимайте индивидуальность ребёнка.
- Внушайте ребёнку уверенность в себе, в успехе, собственных силах.
- Применяйте преимущественно позитивное оценочное воздействие: похвала, одобрение.
- Избегайте публичной критики.
- Предъявляйте разумные требования, ожидания. Будьте последовательными.
- Проявляйте постоянную заинтересованность в ребёнке, заботу о нём.
- Умейте признавать свои ошибки.
- Предпочитайте требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчуждённости.
- Поддерживайте своего ребёнка.
Что не надо делать родителям и педагогам?
-
Нельзя унижать ребёнка.
- Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровыми наказаниями.
- Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребёнок живёт настоящим, а обещание – это будущее.
- Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти самостоятельность.
- Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно найти лучший вариант.
- Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту, возможностям ребёнка.
- Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
- Нельзя наказывать дважды за одно и то же: ищите объяснения, почему повторяется проступок.
- Нельзя говорить плохо о ребёнке в присутствии других людей.
- Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок. -Нельзя злоупотреблять нравоучениями.
Вверх
Уверенное поведение вашего ребенка
Уверенное поведение позволяет человеку без излишнего беспокойства отстаивать свои интересы, свободно выражать свои чувства и не ущемлять при этом права других. Возможность действовать уверенно способствует возрастанию чувства самоуважения.
Факторы, препятствующие формированию уверенности.
-
Особенности воспитательного подхода, такие, например, как изнеживающее «оранжерейное» воспитание или чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, способствуют формированию неуверенности и нерешительности, чрезмерной робости, пугливости, неумению отстаивать свои интересы, несамостоятельности, пассивности и беспомощности.
-
Особенности личности самих родителей. Ребенок растет, подражая своим родителям. Имея перед глазами пример застенчивого, малообщительного или агрессивного взрослого, дети демонстрируют аналогичное поведение.
-
Индивидуальные особенности ребенка, такие как: повышенная тревожность и склонность к страхам, замкнутость, вызванная трудностями установления контактов, чрезмерная чувствительность к критике и неудачам и прочее.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос уверенным человеком, начните с себя.
Вы достигли цели в формировании уверенного поведения, если Вы говорите без заминки, естественным для себя тоном и достаточно громко, не бегаете смотреть на собеседника, охотно обсуждаете предложенную тему, открыто даете знать о своих чувствах (гнев, любовь, сожаление…) и высказываете свое мнение (согласие или несогласие).
Помогите своему ребенку обрести уверенность в себе и усвоить навыки уверенного поведения.
-
Старайтесь наполнить повседневное общение доверительностью: говорите ребенку о своих чувствах и побуждайте его делать то же. Будьте внимательным слушателем. Любите ребенка и демонстрируйте эту любовь. Пусть ребенок каждый день знает, что Вы цените его потому, что он есть, и таким, какой он есть.
- Повышайте самоуважение ребенка. Интересуйтесь его мнением по поводу происходящего, высказывайте и демонстрируйте уважение права на свою точку зрения.
- Укрепляйте уверенность ребенка в своих силах. Поощряйте проявления самостоятельности, показывайте, что Вы цените усилия, а не только результат. Помогите ребенку достичь мастерства в каком-нибудь деле, которое ему особенно нравится.
- Подавайте ребенку пример конструктивных критических высказываний: постарайтесь преобразовать привычную критику из бесплодного обсуждения ошибок в конструктивные сообщения, отражающие ваши чувства к его потребностям: «когда ты делаешь.., я чувствую.., и я хотел бы, чтобы ты…».
- Если Вам трудно быть образцом уверенного поведения, постигайте эту науку вместе с ребенком: наблюдайте за поведение социально уверенных людей, обращайте внимание на «язык » их тела и их слова.
- Проконсультируйтесь с психологом, психотерапевтом, если Вашего ребенка терзают страхи или тревога, трудно дается общение, и он страдает от этого.
- Обучите ребенка навыкам персональной безопасности: объясните и убедитесь, что ребенок усвоил, как вести себя в проблемных ситуациях (что делать, если он потерялся, как отвечать на звонки и обращения незнакомцев, просить о помощи окружающих и т.д.).
- Будьте ребенку другом: пусть ребенок чувствует, что если он поделится с Вами своими трудностями, опасениями, то не будет осмеян, отвергнут, оставлен один, наказан, а вместе Вы сможете справиться с любой проблемой.
Вверх
Как вести себя с тревожным, агрессивным, конфликтным, замкнутым, аутичным... ребёнком
Как вести себя с агрессивным ребёнком?
-
Запрет, а тем более "ор" лишь усугубят проблему.
- Санкция должна соответствовать поступку.
-
Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
- Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
- Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
- наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
- Используйте удивление для реагирования агрессию.
- попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
- Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка.
- Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
- Дайте понять ребёнку, что он любим.
Как вести себя с конфликтным ребёнком?
-
Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
- Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
- Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
- Иногда не надо вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
- Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
- Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.
Как вести себя с тревожным ребёнком?
-
Выясните причину тревожности.
- Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
- Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
- Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.
-
Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
-
Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
- Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!
Как вести себя с застенчивым ребёнком?
-
Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
- Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
- Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
- Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
- Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
- Старайтесь повысить уровень самооценки. Учите его уважать себя.
-
Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
- Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми близкими ребёнку.
-
Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где ребёнок мог стать объектом насмешек.
Как вести себя с упрямым ребёнком?
-
Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
-
Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.
-
Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
Как вести себя с аутичным ребёнком?
-
Старайтесь вызвать у ребёнка потребность эмоционального общения со всеми окружающими и научить испытывать радость от него.
- Дозируйте общение с ребёнком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедине с самим собой.
- Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способности по назначению.
- Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
- Заинтересуйте ролевыми играми.
- Учите замене монологов диалогами.
- Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребёнок испытывает страх.
- Не говорите в присутствии ребёнка о его поступках, которые вас раздражают.
- В момент агрессии переключайте внимание ребёнка в позитивное русло.
- Дозируйте всё новое в разумных пределах.
-
Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребёнком целенаправленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действительности.
Как вести себя с нервным ребёнком?
-
Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
-
Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
- Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
-
Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
- Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
-
Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
-
Чаще поощрять, в том числе, за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.
Как вести себя с гиперактивным ребёнком?
-
Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дисфункции.
-
Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
-
Главное лекарство – игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
- Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
- Лучшие друзья гиперактивного ребёнка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
- Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
-
Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
-
Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.
Если ребёнок «устраивает сцены»?
-
Не создавайте сами опасных претендентов и ограничьте круг запретов.
- Не утешайте ребёнка запретными вещами.
- Умейте переключить внимание ребёнка.
- То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.
- Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.
- Гасите воинственность ребёнка своим спокойствием.
- Требования должны быть эмоционально привлекательными.
- Чаще говорите «можно».
Как вести себя с невнимательным ребёнком?
-
Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
- Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он его мог завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Как вести себя с инертным ребёнком?
-
Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
-
Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
- Их нельзя спрашивать в начале урока.
- От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.
- Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.
Вверх
|