Министерство образования
Республики Беларусь
Управление образования
Гомельского облисполкома
 

Наш адрес: 247760, Гомельская обл., г. Мозырь, ул.Рыжкова, 42, т. 8-0236-23-39-73,
office@mozlicey.by

Карта сайта
Обратная связь




Родителям

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Сведения
о информационном
ресурсе № 5141101242














Книга Беларуси XIV-XVIII веков

Free counters!


 

Психологическая адаптация учащихся 10-х классов

Для современного десятиклассника важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу.

Под социально-психологической адаптацией понимается «активное освоение личностью новой для неё социальной среды». От того, как проходит этот процесс зависят дальнейшие успехи учащихся и их личностное развитие. Процесс адаптации может длится от одного месяца до трех.

Ситуация новизны для любого человека в определённой степени является тревожной, а для ребёнка тем более. Ребёнок, переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения и т.д. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости. Такое психологической напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к дезадаптации.

Цель адаптационного периода – помочь учащимся как можно быстрее адаптироваться к новым условиям. Поддержка должна идти как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Что же такое психологическая поддержка?

Психологическая поддержка – это процесс:

  • в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах ребёнка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;
  • который помогает ребёнку избегать ошибок;
  • который поддерживает ребёнка при неудачах.

Для того, чтобы научиться поддерживать ребёнка, педагогам и родителям, возможно, придётся изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. В место того чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение, взрослому придётся сосредоточиться на позитивной стороне его поступков.


Поддерживать ребёнка – значит верить в него.


Итак, для того, чтобы поддержать ребёнка, необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны ребёнка.
  2. Избегать подчёркивания промахов ребёнка.
  3. Демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.
  4. Вносить юмор во взаимоотношения с ребёнком.
  5. Позволять ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.
  6. Принимать индивидуальность ребёнка.
  7. Проявлять веру в ребёнка, эмпатию к нему.
  8. Демонстрировать оптимизм.
  9. Внушать ребёнку уверенность в себе, в успехе, собственных силах.
  10. Избегать публичной критики.
  11. Предъявлять разумные требования, ожидания.
  12. Уметь признавать свои ошибки.
  13. Предпочитать требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчуждённости.

«Как оказать поддержку ученикам»

  1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Страх сделать ошибку очень снижает уровень «Я могу». Когда этот страх исчезает, у ученика происходит прорыв сознания и ученик начинает чувствовать гораздо большие возможности. Вот приёмы для этой цели:
    • Рассказывайте об ошибках. Главное показать, что каждый делает ошибки, нет людей, которые не ошибаются.
    • Показывайте ценность ошибки как попытки. Нужно признать, больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется.
  2. Формируйте веру в успех:
    • Подчеркивайте любые улучшения. Мы отмечаем любое продвижение ученика, мы фокусируем внимание на том, что сделано сегодня, но не на том, что мы надеемся завтра на лучшее. Мы не сравниваем работу ученика с кем-то еще.
    • Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради. Все ученики хотят и готовы слышать о своих сильных сторонах часто и подробно.
    • Демонстрируйте веру в своих учеников. Комментарии типа: «Ты сможешь это подтянуть», «Я знаю, что ты сможешь это сделать» - отражают Вашу веру в ученика. Не говорите: «Это для тебя неплохой результат», даже, если это правда.
    • Признавайте трудность Ваших заданий.
  3. Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах. Успех рождает успех, поэтому учитель должен подчеркивать прошлые достижения, чтобы содействовать продолжению успеха.
    • Повторяйте и затфегшяйте успехи. Если продвижение к новым учебным задачам затормозилось, не спешите, возвратитесь к успешным задачам и повторите сегодняшние достижения.

     

 

© УО "Мозырский государственный областной лицей", 2009-2018
Электронная почта: mozlicey@tut.by
February 18, 2018
rev. 06.02.18